С 20 ноября 2012 года вступил в силу новый Уголовный процессуальный кодекс, в действующей редакции которого есть ряд существенных изменений в работе правоохранительной системы. На некоторых мы остановимся.
Новым законом полностью искореняется такое понятие как возбуждение уголовного дела. Фактически следователь либо прокурор будут обязаны в течение 24 часов после получения любого заявления или уведомления о преступлении (либо с момента самостоятельного выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении уголовного правонарушения) внести соответствующие ведомости в Единый реестр досудебных расследований - автоматизированную электронную базу данных, и начать расследование. Это означает, что любое заявление о совершении преступления, независимо от уровня его обоснованности, должно быть зарегистрировано в Реестре и надлежащим образом проверено. Соответственно увеличится нагрузка на органы милиции и прокуратуры, которые не смогут, как раньше, отказывать в возбуждении уголовного дела по заявлениям, которые не имеют перспектив в суде.
Ликвидируются стадия дознания, то есть доследственная проверка фактов, изложенных в поступающих в милицию заявлениях и сообщениях о совершении преступления. Теперь стадии доследственной проверки и досудебного следствия объединены в досудебное расследование.
Сейчас противоправные действия классифицируются только по уровню тяжести и из всей массы уголовных правонарушений выделяются собственно преступления и проступки. Уголовные проступки – это новое понятие, которое вводится в УПК. К ним относятся правонарушения небольшой тяжести, не представляющие серьезной угрозы для общества, например нарушение авторского права и смежных прав, мелкая кража, хулиганство. В качестве основного наказания за совершение уголовных проступков предусмотрен штраф и они будут рассматриваться судом по упрощенной процедуре. Это нововведение будет способствовать гуманизации уголовного процесса. Однако пока их квалификация не предусмотрена законодательно - Закон "Об уголовных проступках" планируется принять в ближайшем будущем.
Одной из ключевых фигур в уголовном процессе становится следственный судья, особенно на стадии досудебного следствия. Это судья, осуществляющий судебный контроль над соблюдением прав и свобод лиц в уголовном производстве. Он принимает решения о применении меры пресечения и продлении ее срока, выдает санкции на следственные действия, которые затрагивают права человека, и ведет допрос свидетелей, чье участие в судебных заседаниях невозможно (они нуждаются в защите, больны, находятся далеко от суда). Прогрессивность нового института заключается в том, что все следственные действия, связанные с ограничением прав и свобод граждан, будут контролироваться судом. Сейчас все подобные вопросы будут решаться в судебном заседании - в присутствии всех сторон. Лица, в отношении которых будут проводиться эти действия, получат право оспорить их. Для обычного гражданина главный плюс - это открытость, публичность процедуры.
В новом УПК отсутствует понятие явка с повинной. Теперь предусмотрено, что подозреваемый (обвиняемый) сможет в присутствии адвоката и следственного судьи заключить соглашение с прокурором о признании виновности на любой стадии досудебного производства. Также появилась возможность примирения сторон, т.е. заключения соглашения между обвиняемым и потерпевшим, когда обвиняемый признает свою вину, раскаивается, возмещает материальный и моральный ущерб. После заключения такого договора расследование или судебное рассмотрение прекращается. Однако примирение сторон не может применяться в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступлений.
Также новым кодексом предусмотрено упрощенное производство по делу, в случае признания вины обвиняемым. Так, согласно статье 381 нового УПК, в случае, если обвиняемый безоговорочно признал свою виновность в совершении уголовного проступка, не оспаривает установленные досудебным расследованием обстоятельства и согласен с рассмотрением обвинительного акта в его отсутствие, а потерпевший не возражает против такого рассмотрения, суд по ходатайству прокурора имеет право рассмотреть обвинительный акт в упрощенном порядке, без проведения судебного рассмотрения в судебном заседании.
С целью уменьшения количества содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых, предполагается более активное использование альтернативных мер пресечения. Гуманизация принципов применения такой меры пресечения как содержание под стражей, - это, несомненно, положительный момент. Фактически лица, которые подозреваются в совершении преступления, за совершение которого санкция статьи Уголовного кодекса Украины предусмтаривает наложение штрафа в размере, превышающем три тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан, могут получить меру пресечения в виде содержания под стражей лишь в случае, если ранее уже нарушали условия иной меры пресечения или не внесли необходимой суммы денег в качестве залога.
Положительна возможность домашнего ареста, заключающаяся в запрете оставлять жилье круглосуточно или в определенный период суток. Такая мера пресечения может быть применена к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Канула в лету такая мера пресечения как подписка о невыезде. Неким аналогом данной мере пресечения можно рассматривать личное обязательство, которое состоит в наложении на подозреваемого, обвиняемого обязательства исполнять возложенные на него следственным судьей, судом обязанностей, определенных в Кодексе.
Появилась также такая мера пресечения как личное поручительство, которое состоит в предоставлении лицами, заслуживающими доверия, письменного обязательства о том, что они поручаются за исполнение подозреваемым, обвиняемым возложенных на него обязанностей.
В новом УПК процессуально уравнивается сторона защиты со стороной обвинения. В частности, адвокату предоставлено право наравне с прокурором и следователем собирать доказательства, привлекать экспертов и знакомиться с материалами дела в ходе следствия. При этом право выступать на стороне официальной защиты предоставляется только адвокатам, внесенным в Единый реестр адвокатов и адвокатских образований, кандидатам и докторам юридических наук.
Изменены полномочия прокуроров и с 1 декабря внесены и соответствующие изменения в Закон «О прокуратуре». Расширит полномочия прокуроров возложение на них процессуального руководства расследованием, то есть управление действиями следователя. Теперь один и тот же прокурор должен и руководить следствием, и представлять гособвинение.
Введен предусмотренный Конституцией Украины суд присяжных, призванный стать дополнительным обеспечением защиты прав обвиняемых в уголовном процессе. Следует отметить, что суд присяжных имеет ограниченное применение - в случае обвинения лица в совершении преступления, за которое предусматривается наказание в виде пожизненного заключения, по ходатайству обвиняемого. Состав суда присяжных является довольно специфичным, поскольку включает двух профессиональных судей и трех присяжных, отбор которых будет происходить при помощи автоматизированной системы документооборота суда.
Отменено направление уголовного дела для проведения дополнительного расследования. Суд имеет право обосновывать судебные решения только показаниями, которые были получены непосредственно в суде (за исключением ряда случаев, предусмотренных УПК) или в присутствии следственного судьи во время досудебного расследования.
Подводя итоги изложенного, можно сказать, что новый УПК отражает европейские стандарты и европейскую философию расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Главное, что он устанавливает процессуальное равенство и состязательность сторон. Расширяются права лиц, участвующих в уголовном производстве; обновляется процедура досудебного расследования; совершенствуются процедуры судебного контроля и обжалования судебных решений. Реформирование уголовно-процессуального законодательства несомненно направлено на обеспечение прав и свобод граждан в государстве.
Руководитель аппарата
Керченского городского
суда АР Крым Е.Д.Полищук